Меловые пещеры и священные места Черноземья.

март 2021

Перелет из Индии прошел без сюрпризов. Мы вновь оказались в России, но склонность к бродяжничеству не отпускала. Было решено посетить святые места Воронежской области, а заодно и проверить как работает автостоп после пандемии. Люба приехала в Воронеж. Немного акклиматизировавшись, мы отправились в поход по пещерным храмам России. Железнодорожная станция Воронеж-Южный располагается в 15 минутах ходьбы от моего дома. Так что в 11:40 дня мы уже запрыгнули в электричку, едущую в Лиски. Стоимость проезда в электропоезде нас неприятно удивила. Билет на одного человека стоил 180 рублей, всего лишь за 65 километров пути. В Индии за эти деньги можно было бы проехать тысячу километров в общем вагоне. Через три часа ожидания на вокзале в Лисках, сели в следующую электричку, конечным пунктом которой была Алексеевка. Она то нас и привезла на станцию Дивногорское.

Можно сказать, прямо на пероне нас встретили монахи, проводили в монастырь и позвонили гиду. Молодой монах-гид провел нас по местным пещерам монастыря, по которым совершались крестные ходы, дал подробные описания и объяснения экспонатам музея монастыря, располагавшегося тут же в кельях. Выйдя на божий свет, увидели живописнейший закат. А вот с водой произошла заминка, и другой монах, объясняя свое поведение пандемией, отказал нам в наполнении наших бутылок. Разочарованные, мы покинули монастырь. Солнце уже скатилось за горизонт, и пора было позаботиться о ночлеге. Пройдя по рельсам метров шестьсот, оказались на берегу реки Тихая Сосна. Обозначенного на карте, источника воды не оказалось. Поэтому набрали ее прямо из реки – она была сносного качества.

Перейдя железнодорожные пути, сразу же начали карабкаться вверх по скользкой, смешанной со льдом, меловой сыпухе. Вид с плато превзошел все ожидания – перед нами открылась равнина, которую пересекала петля реки Дон и, как хорда, к ней тянулась более узкая полоска реки Тихая Сосна. Начинало подмораживать. Быстро обустроили лагерь на территории заповедника Дивногорье. Уже в палатке приготовили ужин на горелке Джет боил. Скорость приготовления еды на ней была в два раза быстрее, нежели на обычной горелке типа Ковея. Наевшись, удовлетворенные прожитым днем, заснули.

Утром палатка и окружающий нас луг были покрыты толстым слоем инея. Ночью температура упала до, примерно, минус восьми градусов. Но спарка спальников в который раз спасла нас. Сделав зарядку и затем легкий завтрак, выдвинулись познавать национальный парк Дивногорья. Начали осмотр с каньона, до которого был один километр. Он нас удивил своим нетипичным шармом. Выветривание, эрозия почвы и дожди сделали свое дело. Меловые овраги выглядели, подобно башням долины Ламаюру, расположенной в Гималаях. Далее проследовали к экспозиции Детство Земли. Здесь впечатлили железные круглые щиты, лежавшие прямо на площадке, на которых было написано объяснение таких понятий, как: песчаник, мел, гранит и т. п. Экскурсия в сезон стоила 120 рублей. По неширокой тропинке прошли к Маяцкой крепости.

Собственно крепости и нет совсем, зато есть бугры и валы, которые столетия назад и были стенами этого военного укрепления. Здесь же находились щиты-гиды, объясняющие суть развалин, их географию и историю. После прочтения информации с этих щитов, пошли к главным дивам.

Но, к сожалению, вход в их пещеры был закрыт. Также как и билетная касса. По, написанному на ней, телефону никто не отвечал. Так и ушли, несолоно хлебавши.

Добрый водитель, которого мы остановили уже за деревней, добросил нас прямо до станции Пухово. Откуда на электричке мы доехали до 718 километра. От этой станции оставалось всего лишь 20 километров до священного женского монастыря Кастомарово. И опять, отзывчивость людей помогла – нас довезли прямо к воротам монастыря.

Там мы осмотрели меловые церкви с пещерами, а также сходили на гору Голгофа, неподалеку от которой находилась часовня. После посещения религиозных объектов, отправились на смотровую площадку, с которой открывалась панорама реки Дон, для того, чтобы провести эту ночь с великолепным видом.

От монастыря до места нашего кемпинга было три километра. Идти пришлось по вязкой, липкой, меловой дороге, на обочине которой росли кусты шиповника. Он оказался сладким, и мы обрывали их, так как голод давал о себе знать. На утесе у берега развели костер и приготовили макароны с сыром. А в добавок ко всему, увидели четыре, проходящих мимо нас, касули. Но, почуяв людское присутствие, они галопом умчались в прибрежный лес. Так вот, уже второй день мы радовались природе, спокойствию и умиротворению. Цивилизации в радиусе двух километров от нас не было. Лишь тишь, да гладь.