• Випассана в Непале

    29 Сен 2011 // Ваш отзыв Метки: , , , , ,  Рубрика: Непал

    Автор: Ден

    Про эту систему медитации я впервые услышал еще давно, некоторые из моих друзей уже прошли Випассану. Здесь вот Алекс, а здесь Дюс описали свой опыт. Я тоже решил испытать, что же это такое. Место для прохождения  выбрал Непал, чтобы заодно захватить и треккинг в boarding2Гиммалаях. Зайдя на сайт www.dhamma.org, можно найти информацию о всех курсах Випассаны, которые проходят в мире. Я выбрал Dhamma Birata, в городе Итахари, что недалеко от Биратнагара, на юге Непала. Предварительно подал заявку на прохождение курса и получил на почту подтверждение. Перелёт из столицы республики Беларусь Минска столицу Непала Катманду, затем местной авиалинией Агни Эйр с очень замечательным слоганом(см фотку внизу) до города Биратнагар, такси до Итахари, и я на месте.

     

    Работа проходит в течении десяти дней. Есть и более длительные курсы, но они для практикующих со стажем, кто уже прошел хотя бы несколько 10 дневных Випассан. Итак, подъём в 4:00, отбой в 21:30. День разбит на четыре временных модуля: с 4:30 до 7:00, в 8:00 до 11:00, с 13:00 до 17:00 и с 18:00 до 21:00. В каждом, из модулей, за исключением первого, который идёт нон-стоп, по два пятиминутных перерыва. Все остальное время – медитация, за исключением инструкций для неё несколько раз в день, а также прослушивание аудиолекций, на которых Гоенка, это разработчик системы и основатель курсов, знакомит практикующих с Випассаной а так же с основами Буддизма. Медитируют только сидя, медитация стоя или в ходьбе, как в тех местах, в которых я уже проходил ритриты ранее, не практикуется. Только три обязательные групповые медитации в день, которые выполняются в Дхамма холле. Все остальные занятия, по вашему желанию, можно проводить в специально для этого отведённых маленьких комнатках, размером полтора на полтора. Ограниченный объем очень способствует сосредоточению, так что настоятельно рекомендую воспользоваться такой возможностью. Приёмов пищи в день два – в 7:00 завтрак и в 11:00 обед. В 17:00 вечерний чай. Проживают все в небольших комнатах в здании напротив Дхамма холла. В каждой из них по две – три кровати. Народу было не очень много, меня в комнату поселили одного.

    Постараюсь примерно описать, на что похож сам процесс. В переводе с палийского Випассана означает видеть реальность такой, какая она есть. Сама методика, на мой взгляд продуманная, последовательная, очень Med Hallмощная и эффективная. На протяжении первых трех дней идёт подготовка , которая заключается в концентрации внимания на дыхании и на области между верхней губой и кончиком носа. На четвертый день вечером начинается непосредственно Випассана. Нужно высидеть два часа не меняя позы и чётко выполнять инструкции, даваемые бескомпромиссным голосом основателя данной системы из динамиков, висящих по периметру зала. Внимание помещается на макушку, и постепенно распределяется от неё до основания стоп. При этом возникает очень мощное трансцендентальное переживание. Сродни, наверное, запуску в космос, как это верно подметил Дюс в параллельном посте: “Запуск, Зажигание, Предварительная, Промежуточная, Поехали”. Дальше начинается работа с тактильными ощущениями. Вам надо поочередно прочувствовать поверхность кожи на каждом участке тела, на что может уйти время, так как, лично у меня, с чувствительностью в некоторых местах проблемы. Этого можно добиться, удерживая внимание на проблемных участках подольше. Далее, при такой работе, на поверхность выходят ваши эмоциональные переживания. В начале или середине каждого модуля следуют инструкции, в которых с магнитофонной записи или мп3 диска голосом Гоенки говориться, как нужно поступать с выходящими на поверхность эмоциями. Очень часто звучат слова аниччам и equanimity. Аниччам – один из столпов Буддизма, означает изменяющуюся природу всего в нашем мире. Equanimity – невозмутимость, отрешённость. То есть, вас учат как поступать с теми эмоциональными переживаниями, которые выходят на Boardповерхность во время медитативного опыта. Какие бы переживания не происходили с тобой во время этого опыта – приятные или неприятные, не следуй за ними, наблюдай как бы со стороны. Они буду уходить, как проходит все в нашем мире. И таким образом начинается разбор завалов, который, если практиковать постоянно, приведет к самим корням наших проблем, а затем “выдирает” и их. Сама работа немного видоизменяется на протяжении оставшихся дней. Если поначалу, мы учились последовательно проходить вниманием по всему телу и задерживаться на каждом из его участков, то далее учимся охватывать вниманием одновременно несколько участков тела, а затем как бы сканировать все тело от макушки до стоп, ни на чем долго не задерживаясь, лишь отмечая для себя, остались ли места, в которых испытываются тяжелые ощущения, а также нечувствительные участки тела, и затем возвращаться к ним назад и прорабатывать их отдельно. Этой работе целиком посвящены несколько последних дней.

    На день десятый, в 9 утра проводится качественно другой вид медитации, называемый метта-бхавана, или еще известный как Sharing Loving Kindness. После этого молчание заканчивается, и остальное время этого дня дается практикующим на социализацию, чтобы как-то адаптироваться к возвращению в обычный мир, а также даются инструкции, как практиковать Випассану в обычной жизни.

    Ну и буквально немного сравнительного анализа с ритритами которые проходят в Ват Суан Моккх, это юг Таиланда, подробно описано было здесь. На Випассане мне не хватало движений, и особенно йоги по утрам. КoomsХотя, с другой стороны, если ты работаешь с сенситивными ощущениями своего тела, то упражнения йогой могут несколько искажать реальное положение вещей, как бы сглаживая проблемные зоны. В Суан Моккхе большой упор делается на осознанность в нашей повседневной жизни, что является, конечно же, бесценным уроком. На прием пищи обращается особое внимание. Здесь, на Випассане, внимание на этом не заострялось. Твоё дело что и как ты будешь делать, когда вышел из зала для медитаций. Только соблюдай благородное молчание и не мешай окружающим. Зато лекции, читаемые Гоенкой, более конструктивны и ближе к жизни и вообще более живые, чем Dhamma Talks, которые хоть и с хорошим юмором, но в несколько депрессивном ключе читает в Суан Мок Tham Dhammavidu.

    По поводу системы практики. Существует существенное расхождение Випассаны с Анапанасати. Если быть кратким, то система Анапанасати, механизм которой в Анапанасати Сутте описал Будда, состоит из четырех основных этапов обучения. Первый – работа идет с телом, второй – с чувствами, третий – с умом и четвёртый – Дхамма. В описании этойcheckout системы, которая подробно изложена в книге Ачана Буддадасы “Anapanasati: Mindfulness with breathing” говориться, что обязательно следовать поэтапно, нельзя сразу браться за проработку ума, пока тело и чувственная сфера не приведены в гармонию. В Випассане сразу начинают работать с умом, а по ходу подтягиваются тело и ум. Вот такое вот противоречие получается.

    Ничто не способно, думаю, заменить атмосферу тайского монастыря, саму энергетику того места, а также те настройки, которые мы получаем, медитируя вместе с монахами, то есть то, что передаётся от тела к телу. Зато в Dhamma Birata мне представилась необычная возможность пройти ритрит вместе с группой азиатов – непальцев и индусов. Я и девушка-немка были единственными белыми людьми на группу практикующих, которая состояла из 20 человек. Вот ведь странный парадокс, внешне вроде азиаты выглядят более сумбурными, чем белые люди, а зато их внутреннее состояние, когда они сидят в медитационном зале – гробовая тишина. Если вспомнить, как настраиваются на работу только что приехавшие на ритрит в Суан Моккх фаранги, то бишь иностранцы европейского происхождения, то инерция там очень большая, проходит несколько дней, пока вся группа настроится на работу. В Dhamma Birata все было как то просто – сели и процесс пошел. Наверное, медитация очень глубоко родственна азиатам на генетическом уровне.

    Что еще хочется отметить? Сам по себе центр небольшой, особо нигде не разгуляться. По-английски здесь говорят очень плохо, так что если возникли серьезные вопросы к ведущему группы, то вразумительных ответов можно и не получить. Но, тем не менее, и сам центр, и его классный у них слоган!персонал оставили самые приятные впечатления. Также запомнилось землетрясение, которое произошло в первый день, как только мы сели в вечернюю сессию. Трясло долго и сильно, создалось такое впечатление, что пол в медитационном холле ходит в горизонтальной плоскости, как бы раскачиваясь, плавая из стороны в сторону. Несколько человек даже выбежало из зала. Я когда-то жил в сейсмически опасной зоне, нас периодически потряхивало, но такой эффект от толчков, честно скажу, я испытал впервые. Послед выхода из ритрита нам сказали, что сильно тряхнуло Катманду в этот момент, были разрушения и погибло 3 человека…

    Помни своё дыхание

    Будь отрешён. Не вовлекайся. Наблюдай.

    May all beings be liberated

    Tags: , , , , ,

    Related posts

  • Ваш отзыв

    Почта (скрыта) *