Занскар 2020. Часть 1. Перевал Kanji La.

сентябрь 2020

Перевал Kanji La (5300 м, координаты 34°06′29.6″N 76°31′38.59″E).

В результате транспортных манипуляций, у нас оказались ещё 2 свободные недели, и мы решили отдать эти дни нашей жизни долине Занскар. (После того, как получили отказ в пермите на посещение озера Цо Морири).

В качестве стартовой точки выбрали местечко на трассе Ле – Шринагар под названием Ханискот (Hanitskot, Hiniskot) и выдвинулись туда 10 сентября, во второй половине дня. И даже уже не надеялись проехать 145 км горной дороги, но Бхагван помог, и уже в 19 часов, после заката, мы ставили палатку у входа в ущелье, ведущее в деревню Kanji. Наша стоянка была на твёрдую «4»: красивый вид — 1, дрова – 2, вода – 3, плоскач 4, и лишь изредка проезжающие машины в 100 метрах от нас нарушали пятый пункт – отсутствие людей.

Как всегда на природе, проснулись вместе с рассветом, приготовили еду, завтрак и обед, т.к. дров было в избытке. В 9:30 вошли в ущелье. Оно очаровало нас своими видами, фантастическими формациями скал, расцветкой, геометрическими формами. 3 часа движения по ущелью пролетели незаметно. В нескольких местах вода проистекала прямо из недр скальных массивов, причём в одном из них вода была на удивление тёплой. И там, несмотря на ранние часы, уже собралось две машины с местными жителями, желающими вкусить дары природы в виде священных лечебных источников.

Буддистский монастырь, расположенный в деревне Kanji не выглядел блестяще-попсовым и, видимо, вездесущие меценаты ещё не успели сюда добраться, возможно, поэтому монастырь, и вся деревня, очаровали нас своей девственной самобытностью.

Пройдя около 1 км за деревню вдоль полей с пожелтевшей пшеницей, увидели вновь посаженные деревца, которые скоро вырастут и превратятся в так необходимые для местных жителей строительные материалы. Возле этой рощицы с саженцами мы встали на обед, который состоял из утром приготовленного дала и сваренного на горелке чая. К чаю прилагалась кашмирская лепёшка с маслом и мёдом. Столь калорийный обед дал нам энергию, необходимую для того, чтобы пробежать по ущелью ещё 11 км.

Реку, вдоль которой мы шли, было легко переходить в брод, что мы периодически и делали, т.к. тропа регулярно уходила от прижимов к зарослям ивы, а затем заросли ивы заканчивались прижимами. В общей сложности до места ночёвки мы пересекли реку 15-20 раз. Под конец Люба даже устала прыгать с камня на камень и стала просто шлёпать по воде, не снимая ботинок. Благо за время утренних сборов обувь успевала высыхать.

Встретившиеся нам по дороге пастухи были искренне добры и приглашали нас остаться на ночёвку у их очага, однако, перевал Kanji La звал, и, пройдя ещё пару километров от стоянки пастухов, по направлению базового лагеря, мы поставили свою палатку. Местечко было симпатичное, с дровами, плоскачом и водой. Развели костёр, попили чай, пообсуждали предстоящее восхождение на перевал, до которого оставалось 10 км пути с набором высоты 1200 м.

Утром, отдохнувшие, бодро дошли до базового лагеря. Здесь мы рекомендуем вам запастись водой, т.к. от сюда начинается крутой подъём на перевал Kanji. Общий перепад высот от БЛ до перевала – 1000 метров. Мы преодолели их за 5 часов.

Тропа от БЛ внезапно уходит через реку влево круто вверх довольно острыми зигзагами. Через 200 метров подъёма по вертикали мы вышли на гребень, после чего приспустились на его другую сторону, а затем тропа постепенно траверсировала вдоль ущелья и, в конце концов, через 3 часа хода, упирается в морену, а после – ледник, и метров 200 поднимается по леднику. И уже не доходя 100 метров по вертикали до перевала начинается крутой, почти отвесный, взлёт в право. Первая часть этого взлёта проходится по щебёнке ледника, а затем начинается зигзаг по сыпухе, он то и выводит к турчикам и флажкам. Есть возможность набрать воду из ручьёв леднкиа у подножия взлёта. На перевале, как обычно, развесили флажки и кулончик Бабы, прочитали мантры. С перевала открывается вид на множество впечатляющих 6-и тысячников Занскара на юге, среди которых и Doda Peak, там даже виднелся кусок тропы на Рангдун (Rangdun), до которого было 24 км пути. А слева чётко выделялись аутентичные, окрашенные в бордовый цвет, холмы и гребни.

Время было 17:30. Дул сильный пронизывающий ветер и мы скинули вниз от перевала 200 метров высоты до практически ровной площадки, обозначенной на карте maps.me капелькой, но воды там не было, мы же предусмотрительно набрали её на другой стороне перевала. Здесь мы встали на ночлег. Был лёгкий морозец, но ветер стих и мы почти не замёрзли.

Здесь необходимо отметить, что тропа, указанная на maps.me от базового лагеря до перевала, не отражает реального расстояния, а скорее указывает километры прямой видимости.