• Занскар 2020, часть 4.Перевал Ralagung La,5200m.

11 Окт 2020 // Ваш отзыв Метки: , ,  Рубрика: Индия, Новости

сентябрь 2020

Перевал Ralagung La (5200 м, координаты: 33°42′12.58″N 76°42′51.91″E).

В надежде, что утром река будет не полноводной, встали в 5, а в 7 утра уже форсировали Oma Chu, переходя от одного берега к другому в течении 2-х часов 7 раз. К 9-и утра наконец-то добрались до слияния рек с каменной постройкой, такие места называют здесь Sumdo, и повернули налево. Туда и шла основная тропа. На тот момент мы были уверены, что наш путь лежит к истоку этого притока. Однако мы ошибались, и через 3 часа движения по живописной долине увидели, что основная тропа уходит снова влево по очередному притоку. Мы повернули и удивились, что нахоженность и ширина тропы заметно увеличились, а сама долина как-бы раздвинулась и стала очень просторной.Речка же, напротив, уже не была такой полноводной, и мы легко могли форсировать её не снимая ботинок, а просто перепрыгивая с камня на камень.

В течении пары часов подошли в плотную к деревне Ralagun. К людям идти не хотелось, и мы остановились в уединении среди разноцветных, как в калейдоскопе, бордово-коричневых скал и снежных вершин, окутанные умиротворяющим журчанием ручья.  Для кемпинга отыскали небольшую, но ровную площадку среди кустов можжевельника, которой было необходимо и достаточно, чтобы установить наш домик.

Проходящий мимо крестьянин указал рукой налево в знак того, что искомый нами перевал Ralagun находится там и идти до него 6 часов. Нас эта цифра устраивала, тем более что продуктов ещё оставалось на 2 дня. Вдохновлённые новостью, что после обеда уже будем на перевале, отошли ко сну, а утром, бодро взявшись за дело, двинулись вверх к перевалу.

В начале пересекли реку, вдоль которой шли последние 2 часа накануне, а сама деревня осталась справа на холме. К перевалу шло множество то ли пастушьих, то ли ячьих тропинок, так что мы просто выбирали направление к седловине и двигались по склону по наилегчайшему пути.

Через 2,5 часа были на седловине (+550 метров высоты), обозначенной турами и буддийскими флагами. С неё то мы, наконец, увидели сам перевал Ralagun, а ещё – домики крестьян внизу открывшейся перед нами долины, из чего сделали вывод, что вчера можно-было бы завернуть и на первый левый приток после поворота с реки Oma Chu. Тропа же с седла уверенно траверсировала, теряя высоту, к реке.

Сбросив 250 метров, пересекли долину и вышли на берег притока, берущего начало прямо под перевалом. На его берегу мы пообедали и далее двигались постепенно набирая высоту ещё 2 часа, после чего начался взлёт зигзагами, а на самом перевале уже виднелись ивовые жерди с натянутой между ними ниткой гигантских флагов.

Рассматривая карты, мы видели в этой области два расположенных неподалёку друг от друга отмеченных перевала, и лишь оказавшись на месте, мы поняли, как такое возможно. Второй перевал на этом гребне действительно есть и он даже заметно ниже Ralagun La метров на 200. Но по той причине, что он находится ближе к леднику, его проходимость затруднена, и крестьяне выбирают более высокий, но без обледенения подъём.

Итак, пастух не соврал, спустя 6 часов пути, мы стояли на перевале Ralagun. Сделали своё дело – прочитали мантры, повесили флаги, оставили портрет Бабы, и уже через 50 метров спуска вышли к едва заметному ручью. Далее тропа уходила от русла, поэтому набрали воды в бутылки, положили их в рюкзаки и начали спуск. Скинув ещё 350 метров по высоте, увидели каменный домик пастухов. Уже смеркалось и мы решили в нём заночевать на высоте 4800 м. Благодаря прекрасной кладке без гвоздей и цемента, ночь была относительно тёплой, несмотря на высоту и время года.

Утром доели последние вкусняшки, сожгли разбросанный по домику и округе пластиковый мусор и повалили вниз к людям. Тропа уверенно шла вдоль реки, перепрыгивая с берега на берег, но спустя 30 минут стала двигаться только по левому берегу, уходя траверсом всё выше и выше от реки. Итак, через 2,5 часа мы уже спустились к деревне Phey. Мы бы не сказали, что население пугалось при виде нас. Люди были обычно по-ладакски приветливы. Купив пару пачек печенья вышли за деревню, а через 30 минут остановили машину, едущую в Падум. Ладакцы добродушно рассмеялись, услышав, что у нас нет платы за проезд, и довезли безвозмездно прямо до ворот уже знакомого нам Government Tourist Boungalow.

Так закончился один из самых красивых и незабываемых трекингов через 3 перевала в Занскар.